СТРУКТУРА ТЕЛА |
||||
Китайское понимание различных структур и функций
человеческого тела отражало китайские философские, политические и
религиозные реалии, копируя каждый аспект природного и человеческого миров в
анатомической и физиологической форме. В китайских медицинских текстах
говорилось, что тело содержит в себе всю Вселенную: солнце и луну, звезды и
созвездия, горные хребты, водные артерии, животных, растения — и все это
символически представлено в теле. Считалось, что административные схемы
общества и архитектурные планы также отражены в структурах тела. |
||||
Бронзовая фигурка XVI—XVIII вв., иллюстрирующая точки, на которые можно воздействовать для оказания влияния на каналы тела, имеющие главное значение для акупунктуры и других традиционных терапий |
||||
ПАНЬ-ГУ Периодически повторяющейся темой китайской медицины является
представление о том, что тело и его физиология — это микрокосм Вселенной и
ее движений. Однако многие считают наоборот, что тело Пань-гу — космического
гиганта, который, согласно китайской мифологии, разделял небо и землю, — в
буквальном смысле слова превратилось в элементы Вселенной. |
Изображение XVIII в. Пань-гу. Его часто изображали одетым в наряд из листьев; иногда с рогами на голове и держащим солнце и луну |
|||
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
||||
Реставрированная схема на шелке 168 г. до н. э., обнаруженная при раскопках в Мавандуе. На ней показаны 44 лечебных упражнения, известных как даоинь («направлять и тянуть», см. основной текст) |
||||
В Китае идея самосовершенствования, или яншэн (воспитание жизни), охватывает
различные практики, направленные на укрепление тела, разума и духа. С одной
стороны, самосовершенствование может означать накачивание мускулатуры с
помощью лечебных упражнений, известных как даоинъ (направлять и тянуть),
однако обычно идеал гораздо выше. В философских текстах эпохи «Сражающихся
царств» термин яншэн часто встречается в дискуссиях по поводу человеческой
природы. Великий конфуцианский мыслитель Мэн-цзы (372 — ок. 289 гг. до н.
э.) верил в выращивание семян добра, которые произрастают в каждом сердце.
Для него воспитание храбрости и морали означало воспитание «разливающейся ци»
с помощью правильной техники дыхания. Самые ранние описания подобных
упражнений, усиливающих ци с целью привнесения небесного влияния в тело,
были высечены на жадеитовых дощечках. |
||||
ХРАМ БОЕВЫХ
ИСКУССТВ |
Сохранились два из главных залов монастыря Шаолинь. В них имеются фрески, изображающие монахов, занимающихся боевыми искусствами | |||
Картина позднего периода династии Цин, изображающая половой акт. Легендарным покровителем сексуальных отношений был Прародитель Пэн, который, как утверждают, прожил 700 лет. Режим самосовершенствования, приписываемый ему и получивший распространение во II в., рекомендовал подстраивать гигиену, диету, упражнения, дыхание и «посещение спальни» (эвфемизм для обозначения сексуальных отношений) под динамику проходящего времени года. Сексуальные отношения главным образом имели своей целью оздоровление мужчины через поглощение женской цзин, а также через удержание спермы путем сжатия заднего прохода. Долголетие Пэна сделало его также покровителем и других оздоровительных режимов, таких как даоинь |
||||
МЯГКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО: ТАЙЦЗИЦЮАНЬ |
||||
|
||||
Тайцзицюань, называемое на Западе обычно тайцзи,
примечательно среди китайских боевых искусств (ушу) своими обманчиво
медленными движениями и выкриками. Однако большинство отдельных движении,
составляющих его последовательность, присутствуют также в других, более
зрелищных, жестких боевых искусствах. Движения тайцзицюань впервые были
изложены в Цюаньцзин («Трактат о кулачном искусстве»), написанном генералом
эпохи династии Мин Ци Цзигуаном (1528—1587). Мастера тайцзицюань
концентрируются на создании внутренней силы, развитии повышенного ощущения
ци и ее движений между двумя противниками. Только в период с середины по
конец XIX в. были полностью определены теория, боевые стойки и
последовательности движений тайцзицюань. В это время, на заре краха
имперской власти, тайцзицюань процветало, это элитное боевое искусство
считалось эффективным средством защиты от распространившегося бандитизма и
мятежей. Тайцзицюань заимствовало практики тренировки дыхания и даоинь. Его
повторяющиеся циклы, размеренный ритм и круговые движения — чередующиеся с
выпадами вперед и выкриками — отражают непрерывные трансформации инь и ян. В
последовательности движений можно определить этакие символическое
путешествие: начинается оно с небольших кругов, затем «аист расправляет
крылья», а далее «скачка верхом на тигре» как обуздание внутренней природы. |
||||
Сегодня мягкие лечебные аспекты тайцзицюань делают его популярным среди слабых людей и людей старшего возраста, которые собираются для занятий ежедневно на рассвете и с наступлением сумерек во дворах и парках. |
||||