СТРУКТУРА ТЕЛА

 
     
 

Китайское понимание различных структур и функций человеческого тела отражало китайские философские, политические и религиозные реалии, копируя каждый аспект природного и человеческого миров в анатомической и физиологической форме. В китайских медицинских текстах говорилось, что тело содержит в себе всю Вселенную: солнце и луну, звезды и созвездия, горные хребты, водные артерии, животных, растения — и все это символически представлено в теле. Считалось, что административные схемы общества и архитектурные планы также отражены в структурах тела.
Предполагалось, что в физическом пространстве внутренностей обитают различные духи и души, такие как шэнъ — дух, обитающий в сердце и определяющий излучение, исходящее от человека, и резкость его характера. Медицинские тексты эпохи династии Хань описывают, каким образом слабость хунъ и по, или душ, обитающих в крови и легких соответственно, может вызвать у человека психическое расстройство и тревожные сновидения. Некоторые верили, что после смерти человека больные хунъ и по могут оставаться рядом с могилой и доставлять неприятности, если о них не позаботиться.
Во время эпохи «Сражающихся царств» появление теорий инъ и ян привело к тому, что описания человеческого тела стали основываться на дуалистических понятиях, таких как интерьер и экстерьер, вверх и вниз, горячий и холодный. Первые имперские философы-политики приняли на вооружение и расширили дополнительную концептуальную схему, суть которой составляло правильное взаимодействие пяти элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Будучи примененными к болезням внутри тела, эти элементы соответствовали определенным временам года, краскам, эмоциям, внутренним органам и физиологическим функциям, а также каналам акупунктуры. Например, Великий канал инъ, который начинался в легких и проходил до большого пальца руки, ассоциировался с осенью, белым цветом, печалью; он также отвечал за кожу и волосы, дыхание и трансформацию ци.
Каждого пациента можно было оценить в соответствии с тем, каким образом определенные характеристики симптомов и телосложение реагирует на взаимодействие с этими пятью элементами. Путем стимулирования одного из каналов акупунктуры прямо под поверхностью тела врач мог отрегулировать весь спектр организма пациента, его физиологическое, эмоциональное и духовное состояние.
После политического объединения Китая под властью единого императора медицинская литература стала отражать тему объединения в новой концепции структуры тела. Все аспекты физиологии человека были собраны вместе под объединяющим влиянием ум. Словно для того, чтобы поставить печать имперской власти на внутренностях каждого человека, каждому органу как бы отводилась определенная роль в управлении «империей», как в государстве чиновники руководили различными министерствами.
Самые первые упоминания о точках акупунктуры были обнаружены в манускриптах, найденных во время раскопок гробницы I в. до н. э. в Увзе. Точки имели названия, отражавшие структуру императорского дворца, природного мира и небес. Тянъшу («небесное вращение»), жиюэ («солнце и луна»), шансин («верхняя звезда») отражают космический порядок Вселенной; шэнътин («духовный зал»), шэньчжу («опора тела»), нэйгун («внутренний дворец») отражают имперскую архитектуру тела; Куньлуньшань (горы Куньлунь), чжаохай («освещенное море») и множество других источников, ручьев и болот отражают топографию и природные водные артерии.

 

Бронзовая фигурка XVI—XVIII вв., иллюстрирующая точки, на которые можно воздействовать для оказания влияния на каналы тела, имеющие главное значение для акупунктуры и других традиционных терапий

ПАНЬ-ГУ

Периодически повторяющейся темой китайской медицины является представление о том, что тело и его физиология — это микрокосм Вселенной и ее движений. Однако многие считают наоборот, что тело Пань-гу — космического гиганта, который, согласно китайской мифологии, разделял небо и землю, — в буквальном смысле слова превратилось в элементы Вселенной.
Изображение XVIII в. Пань-гу. Его часто изображали одетым в наряд из листьев; иногда с рогами на голове и держащим солнце и луну
«Его дыхание стало ветром и облаками; голос — громом. Его левый глаз стал солнцем; правый — луной. Четыре конечности и пять частей тела стали четырьмя сторонами света и пятью священными горами. Кровь и сперма стали водой и реками. Жилы и вены — дорогами на земле; плоть — почвой на полях. Волосы на голове и борода стали звездами; волосы на теле — растениями и деревьями. Зубы и кости стали металлом и камнями; костный мозг — жемчугом и нефритом. Пот и жидкости тела стали дождевыми потоками. Всех паразитов, живших на его теле, унес ветер, и они превратились в черноволосых людей (то есть китайцев)».

Изображение XVIII в. Пань-гу. Его часто изображали одетым в наряд из листьев; иногда с рогами на голове и держащим солнце и луну

 

 

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 
     

Реставрированная схема на шелке 168 г. до н. э., обнаруженная при раскопках в Мавандуе. На ней показаны 44 лечебных упражнения, известных как даоинь («направлять и тянуть», см. основной текст)

В Китае идея самосовершенствования, или яншэн (воспитание жизни), охватывает различные практики, направленные на укрепление тела, разума и духа. С одной стороны, самосовершенствование может означать накачивание мускулатуры с помощью лечебных упражнений, известных как даоинъ (направлять и тянуть), однако обычно идеал гораздо выше. В философских текстах эпохи «Сражающихся царств» термин яншэн часто встречается в дискуссиях по поводу человеческой природы. Великий конфуцианский мыслитель Мэн-цзы (372 — ок. 289 гг. до н. э.) верил в выращивание семян добра, которые произрастают в каждом сердце. Для него воспитание храбрости и морали означало воспитание «разливающейся ци» с помощью правильной техники дыхания. Самые ранние описания подобных упражнений, усиливающих ци с целью привнесения небесного влияния в тело, были высечены на жадеитовых дощечках.
В последующие века научные изыскания в этой области финансировались семьями аристократов, и свидетельством этому служит широкий спектр более эзотерических, внутренних практик, направленных на укрепление и сохранение тела путем совершенствования его основных жизненных сил — цзин и ци. Самые рьяные приверженцы этой системы видели в ней возможность обретения физического бессмертия.
Общее для многих практик самосовершенствования, возможно сохранившимся от ранних религиозных идей, заключается в том, что тело представляется этаким «тигелем» для трансформаций жизненных сил и духов. Одним из самых первых текстов, в котором изложены преимущества систематической тренировки дыхания, считается «Внутренняя тренировка» — глава из Гуаньцзы, политико-философского трактата, авторство которого приписывают Гу-ань Чжану (умер 645 г. до н. э.). Однако составлен этот трактат был, вероятно, между V и I вв. до н. э. В нем содержатся рекомендации успокаивать сердце и дыхание, чтобы установить «трезвучие» — ци, цзин и шэнь («дух»), обеспечив тем самым шэнъмин («освещение духа»). Когда наступает шэнъмин, тело становится сильным и крепким, чувства проясняются и обостряются, а кожа блестит от внутреннего свечения. Сосредотачиваясь на улучшении внутреннего «царства» тела, практика самосовершенствования развила концепции физиологического процесса: движение и прохождение ци придает силы основной массе тела и омолаживает ее. Самосовершенствование очищает ци и концентрирует ее свойства, принося физическое и ментальное осветление.
Один из важных уроков, извлеченных медициной из самосовершенствования, заключался в том, что самые хорошие врачи те, кто лечит тело до того, как оно становится больным. И хотя это касается главным образом медицинских профилактических мер, таких как правильная диета, упражнения и сексуальные отношения, значение приобретает и определение характера заболеваний до того, как они проявятся в теле в виде серьезных патологий.
Также из практики самосовершенствования выросла способность использовать силу определенного стремления для направления ум внутри тела. Мысленное представление «центров трансформации» в теле, таких как данътянъ (ярко-красное поле), было обычным делом в дыхательной медитации. В конечном счете и акупунктура и прижигание позаимствовали эту технику для продвижения ци пациента, действуя иголкой «с определенной целью». Классические китайские медицинские трактаты регулярно подгоняли принципы самосовершенствования под свои собственные цели. Если в медитации упор делался на очищение ум, то медицинская практика делала упор на сбалансированность ци, цзин и шэнь. Это прослеживается в технике даоинь, которая оставалась популярной на протяжении всей истории Китая, а в наше время воплощается в цигун и различных ритмических упражнениях.

ХРАМ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Основанный в 495 г., храм Шаолинь в провинции Хэнань был одним из первых китайских центров по переводу буддийских текстов, а затем превратился в крупный, богатый монастырь. Бодхидхарма, считающийся основателем чань (дзэн)-буддизма, возможно, жил здесь примерно в 530 г. По преданию, и он внес вклад в создание боевых искусств, которыми знаменит Шаолинь (иногда его называют монастырь Кунфу). Первое упоминание о «дерущихся монахах» датируется началом VII в., когда императору Гао-цзу помогали в битве тринадцать монахов из монастыря. Точно неизвестно, какими боевыми искусствами занимались в то время, но к эпохе династии Мин это уже был известный центр боевых искусств, с использованием различных предметов.
В конце эпохи династии Мин и в эпоху династии Цин боевые искусства Шаолиня распространились по всему Китаю. В 1553 г. монахи Шаолиня помогали защищать провинцию Фуцзянь от набегов японских пиратов, хотя в 1561 г. генерал Юй Даюоу сильно критиковал технику фехтования на мечах, которую ему демонстрировали в монастыре. Считается, что многие виды боевых искусств, появившихся в поздний период эпохи династии Цин, произошли от тех, какими занимались «дерущиеся монахи» в Шаолине.

Сохранились два из главных залов монастыря Шаолинь. В них имеются фрески, изображающие монахов, занимающихся боевыми искусствами

Картина позднего периода династии Цин, изображающая половой акт.

Легендарным покровителем сексуальных отношений был Прародитель Пэн, который, как утверждают, прожил 700 лет. Режим самосовершенствования, приписываемый ему и получивший распространение во II в., рекомендовал подстраивать гигиену, диету, упражнения, дыхание и «посещение спальни» (эвфемизм для обозначения сексуальных отношений) под динамику проходящего времени года. Сексуальные отношения главным образом имели своей целью оздоровление мужчины через поглощение женской цзин, а также через удержание спермы путем сжатия заднего прохода. Долголетие Пэна сделало его также покровителем и других оздоровительных режимов, таких как даоинь

 

МЯГКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО: ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

 
 

 

 
 

Тайцзицюань, называемое на Западе обычно тайцзи, примечательно среди китайских боевых искусств (ушу) своими обманчиво медленными движениями и выкриками. Однако большинство отдельных движении, составляющих его последовательность, присутствуют также в других, более зрелищных, жестких боевых искусствах. Движения тайцзицюань впервые были изложены в Цюаньцзин («Трактат о кулачном искусстве»), написанном генералом эпохи династии Мин Ци Цзигуаном (1528—1587). Мастера тайцзицюань концентрируются на создании внутренней силы, развитии повышенного ощущения ци и ее движений между двумя противниками. Только в период с середины по конец XIX в. были полностью определены теория, боевые стойки и последовательности движений тайцзицюань. В это время, на заре краха имперской власти, тайцзицюань процветало, это элитное боевое искусство считалось эффективным средством защиты от распространившегося бандитизма и мятежей. Тайцзицюань заимствовало практики тренировки дыхания и даоинь. Его повторяющиеся циклы, размеренный ритм и круговые движения — чередующиеся с выпадами вперед и выкриками — отражают непрерывные трансформации инь и ян. В последовательности движений можно определить этакие символическое путешествие: начинается оно с небольших кругов, затем «аист расправляет крылья», а далее «скачка верхом на тигре» как обуздание внутренней природы.
Китайское, коммунистическое правительство активно пропагандировало мирные, медитационные аспекты тайцзицюань, стремясь предотвратить рост секций боевых искусств
 

 

Сегодня мягкие лечебные аспекты тайцзицюань делают его популярным среди слабых людей и людей старшего возраста, которые собираются для занятий ежедневно на рассвете и с наступлением сумерек во дворах и парках.

Hosted by uCoz