ГАРМОНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ

 
     
ВЕЛИКАЯ ТРОИЦА
Китайцы всегда склонялись к тому, чтобы рассматривать мир в плане категорий. Однако все многочисленные категории вытекают всего из трех сфер, выраженных фразой тянъ ди жэнъ (небо, земля, человек). В одной из самых ранних хроник, рассказывающих о возникновении культуры, говорится о Фуси, который моделировал человеческий мир по образцу природного мира. В продолжении этой мысли говорится, что целью Фуси было «постичь достоинства духовной красоты и распределить по категориям реальные характеристики десяти тысяч существ», имея в виду, что три сферы тянъ ди жэнъ едины, если люди могут ощущать их единство. Конфуций, например, ощущал это единство, когда заставлял своих учеников изучать поэзию, «чтобы лучше узнать названия птиц, животных, растений и деревьев», так как сферы земли и человечества проникают друг в друга и знание свойств земли могло помочь его студентам понять свойства человечества.
Нет необходимости заглядывать слишком далеко, чтобы увидеть проявления этого великого союза неба, земли и человека, — названного Великая троица, — в китайской истории, мифологии, философии, религии и любых других областях. Еще более чем за 500 лет до рождения Конфуция необычное расположение пяти видимых планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) было истолковано как знак появления новой династии, что и произошло, когда династия Чжоу свергла династию Шан. Записи о подобных событиях в китайской истории имеются в анналах династий. Самым последним событием, получившим подобное толкование, было землетрясение в окрестностях Пекина в 1976 г., и в этом же году умер Мао Цзэдун.
Китайская мифология дает объяснения и некоторым природным явлениям. Один из мифов гласит, что в древние времена министр по имени Гун Гун пытался свергнуть законного правителя, но у него ничего не вышло, и тогда Гун Гун, разозлившись, снес одну из четырех гор, разделявших небо и землю. В результате небо наклонилось на северо-запад, а земля наклонилась на юго-восток. Вот почему солнце, луна и звезды движутся по небу с востока на запад, а китайские реки текут с запада на восток. Для тех, кто понимает язык мифов, история эта имеет и множество других значений: в одном толковании она означает начало времени; в другом — законность императорской власти, что очень заботило древних китайских правителей и их философов, как, впрочем, и сейчас заботит современных монархов.

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН КИТАЙЦЫ ПОДЕЛИЛИ МИР НА ТРИ РАЗЛИЧНЫЕ КАТЕГОРИИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ ВСЕЛЕННАЯ, ПО ИХ МНЕНИЮ, СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ - НЕБО, ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕК, А МАТЕРИЯ ВНУТРИ ВСЕЛЕННОЙ СОСТОИТ ИЗ «ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ». НО ПОСКОЛЬКУ ЭТИ КАТЕГОРИИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБОСОБЛЕННЫМИ, А НАКЛАДЫВАЮТСЯ ДРУГ НА ДРУГА И ПРОНИКАЮТ ДРУГ В ДРУГА, ТО ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА МИР ТАКЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПРОЦЕССЕ ПЕРЕМЕН И ЭВОЛЮЦИИ.

Бронзовая курильница, инкрустированная золотом, эпохи династии Ханъ. Она представляет собой миниатюрную версию Вселенной: внизу вода, а земные горы достигают небес

 

ПУТЬ ЦАРЯ
Дун Чжуншу (ок. 179—104 гг. до н. э.) был в свое время самым влиятельным министром императора У-ди (правил 141—87 гг. до н. э.) из династии Хань. Часть заслуги Дун Чжуншу есть и в том, что конфуцианство было объявлено государственной идеологией. В эссе, озаглавленном «Каким образом путь царя объединяет троицу», он обращает внимание на то, что иероглиф «царь» (начертан внизу) дает этимологическое объяснение тому, каким образом правитель объединяет небо, землю и человечество: «Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь». Три горизонтальные черты — это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех».

Тронный зал в Запретном городе, Пекин. Он имеет форму микрокосма, квадратная площадка обозначает землю, а круглый потолок, украшенный небесными драконами, обозначает небо. Между ними находится трон императора, который соединяет миры неба, земли и человечества

 

ИНЬ, ЯН И ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

 
 

 

 

Китайское философское понятие, которое, вероятно, более других известно на Западе, это понятие о инь и ян — противоположных, но непременно сосуществующих аспектах всего бытия. Слова эти изначально обозначали соответственно «темный» и «светлый», но философское значение их понятий значительно расширено и включает широкий спектр противоположных пар, например, мокрый и сухой, женский и мужской, слабый и сильный, мертвый и живой, и так далее (но не обязательно плохой и хороший). Хотя первые письменные примеры подобного использования философского значения появились, похоже, не ранее V в. до н. э., существует, по крайней мере, несколько свидетельств существования подобного принципа парности еще в 5 тысячелетии до н. э. В гробнице периода неолита, обнаруженной в 1988 г. в Пуяне, провинция Хэнань, был найден труп, лежавший между двумя фигурками животных, слепленных из раковин моллюсков. Фигурки изображали дракона и тигра, предшественников голубого дракона и белого тигра — мифологических воплощений ян и инь.

Голубой дракон был не просто мифическим животным. Он виден в ночном небе в виде созвездия. В те времена, когда систематизировались китайские мифы, созвездие Дракона появлялось в небе начиная с марта. Возможно поэтому Дракона стали ассоциировать с весной и востоком. Тигра же, напротив, — с осенью и западом. Со временем и двух других животных — Красную птицу и Черную черепаху — стали ассоциировать с летом/югом и зимой/севером соответственно.
Примерно в это же время понятие инь и ян стало расширяться, охватывая все бытие, и это явление имело еще большее влияние на мировоззрение китайцев. Первоначальное деление мира на четыре части — Голубой дракон, Белый тигр, Красная птица и Черная черепаха; восток, запад, юг и север; весна, осень, лето и зима — к началу III в. трансформировалось в грандиозную схему, согласно которой вся материя делилась на пять частей. Подобная трансформация, вероятно, произошла в результате добавления «центра» к четырем основным сторонам света, однако ее стандартным воплощением стала теория пяти элементов или «фаз» (усин): дерево, огонь, земля, металл и вода. Эти элементы, которые рассматривали не как субстанции, а как виды постоянно выделяющейся энергии, считались образующими для всей материи.
Со временем каждый аспект жизни попал в категорию одного из пяти элементов. Таблица соответствий, которая может быть значительно расширена, демонстрирует лишь некоторые взаимосвязи

«Яйцо хаоса» символизирует противоположные, но дополняющие друг друга силы инь и ян. Каждая проникает в другую и содержит семя другой.

Понятие инь и ян и пяти элементов дало начало некоторым самым значительным китайским метафизическим теориям. Оно также оставило свой след в родственных религиях и философских системах. Здесь вы видите символ инь и ян, нарисованный на двери буддийского монастыря в Сэра в Тибете

     

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ: ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ

 

дерево

Огонь

земля

металл

вода

Время года

Весна

Лето

__  

Осень

Зима

Стороны света

Восток

Юг

Центр

Запад

Север

Вкус

Кислый

Горький

Сладкий

Острый

Соленый

Запах

Вонючий

Горения

Ароматный

Зловонный

Тухлый

Числа

Восемь

Семь

Пять

Девять

Шесть

Планеты

Юпитер

Марс

Сатурн

Венера

Меркурий

Погода

Ветер

Жара

Гром

Холод

Дождь

Цвета

Зеленый

Красный

Желтый

Белый

Черный

Животные

Рыбы

Птицы

Человек

Млекопитающие

Насекомые

Зерна

Пшеница

Бобовые

Просо метелконосное

Конопля

Просо

Внутренности

Селезенка

Легкие

Сердце

Почка

Почка

Части тела

Мышцы

Вены

Плоть

Кожа и волосы

Печень

Органы

Глаза

Язык

Рот

Нос

Уши

Чувства

Злость

Радость

Желание

Печаль

Страх

Hosted by uCoz