ЦИ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 
     

В состав иероглифа, обозначающего ци, входит ключ, имеющий значение «облачные пары», и он может означать «поднимающийся пар»

 

Покрытые туманом горы Хуаншань, провинция Хунань. Группы облаков вызывают в памяти ключ «облачные пары» иероглифа, обозначающего ци (см. с. 152). Ученые часто переводят ци как «пар», подчеркивая тем самым аморфные, водянистые свойства пара и тумана

Главными элементами традиционной китайской теории физиологии, которые считались ответственными за здоровье и хорошее самочувствие, были шэнь (дух, обитающий в сердце), цзин (его высшее проявление) и ци (всепроникающая энергия, питающая Вселенную). Самые ранние упоминания о ци в текстах эпох династий Шан и Чжоу связаны с едой и питанием. Вероятно, это и было первым объяснением свойств, необходимых для поддержания жизненных сил и их восстановления, которые стали впоследствии ассоциироваться с ци. А в текстах середины эпохи «Сражающихся царств» термин ци уже использовался для описания атмосферных и природных условий, особенно влажных паров — облака и туманы — и, по аналогии, бесформенных, обла-кообразных явлений, таких как дым или привидения.
К середине IV в. н. э. термин ци стали использовать для обозначения фундаментальных природных явлений, которые стимулировали и означали жизненную силу мира феноменов. Его также часто применяли для описания усиления чувственности в теле — ощущений температуры, боли, удовольствия или страсти. И это уже был важный переход в концепции ци от свойств окружающей среды, которые человек мог наблюдать и которые воздействовали на его тело, к ци как к компоненту тела, над которым человек был способен осуществлять контроль.
В целом ци считалась невидимой, ее мог ощущать только сам человек или, возможно, врач через поведение, внешний вид или состояние пульса пациента. Единственным исключением являлась конвергенция покраснения, жгучей боли и лихорадки, которая была видима как красная ци, последствие патологического жара. В древние времена считалось, что ци перемещается сверху вниз. Усиление ци, как и повышение температуры, почти всегда рассматривалось как признак патологии, часто связанной с затруднением дыхания. Эмоции, как нормальные, так и патологические, также считались «переполнением ци» — особенно это касалось воинственности и злобы. Если человеку нравилось драться, то считалось, что у него хао ци — «склонность к ци», и даже сегодня шэн им, буквально «производить ци», означает «разозлиться».
После объединения империи термин ци стал фундаментальным унифицированным принципом китайской медицинской теории, в которой дифференцируются различные виды ци. Нормальную ци может загрязнить неправильное поведение, даже неблагоприятные излучения, а ци внутренних органов имеет особые характеристики: ци печени, например, имеет тенденцию вызывать недомогание, жар, боль и плохое чувство юмора.

«РАЗЛИВАЮЩАЯСЯ ЦИ»
Повышения и понижения уровня воды в реках Хуанхэ и Янцзы является как источником жизни, так и причиной крупномасштабных бедствий для китайцев. Сама вода стала аналогией моральной силы для жизни и течения времени, а водная метафора присутствует в китайской медицинской концепции человеческого тела. По мнению мудреца Лао-цзы, правителю — как рекам и океанам — следует искать низшее положение, чтобы установить самую естественную и небесную власть. Мэн-цзы считал, что человеческая натура самопроизвольно движется к добру, точно так, как вода течет вниз. Он сознательно воспитывал «разливающуюся ци», которая, по его словам, пробуждает храбрость, спокойствие и силу. Таким же образом, как управление водными потоками считается одним из первых шагов к цивилизованному миру, так и направление ци по каналам вокруг тела знаменует собой важную стадию в процессе — который считается естественным — установления человеком контроля над своим телом. Водная метафора для ци проходит красной нитью через «Внутренний канон Желтого императора», особенно она примечательна при сопоставлении природных водных путей Китая с каналами акупунктуры.

 

Hosted by uCoz